Что такое переменная?

Переменная - это именованная область памяти, которая хранит значение определенного типа данных. В C++ каждая переменная должна иметь тип данных, который определяет, какую информацию она может хранить.

Объявление переменных

Чтобы использовать переменную, ее сначала нужно объявить. Синтаксис объявления переменной:

тип_данных имя_переменной;

Например:

int x;      // объявление целочисленной переменной x
double y;   // объявление переменной y типа double
char c;     // объявление символьной переменной c

Инициализация переменных

Инициализация - это присвоение начального значения переменной при ее объявлении. В C++ есть несколько способов инициализации:

int a = 5;           // копирующая инициализация
int b(10);           // прямая инициализация
int c{15};           // унифицированная инициализация (C++11)
int d = {20};        // унифицированная инициализация с равно (C++11)

Примечание: Унифицированная инициализация (с фигурными скобками) предпочтительна в современном C++, так как она предотвращает некоторые виды неявных преобразований.

Присваивание значений

После объявления переменной вы можете присваивать ей новые значения с помощью оператора присваивания (=):

int x = 5;  // инициализация
x = 10;     // присваивание нового значения

Пример использования переменных

#include <iostream>

int main() {
    int age = 25;
    double height = 1.75;
    char initial = 'J';

    std::cout << "Возраст: " << age << " лет" << std::endl;
    std::cout << "Рост: " << height << " м" << std::endl;
    std::cout << "Первая буква имени: " << initial << std::endl;

    age = 26;  // изменение значения
    std::cout << "Новый возраст: " << age << " лет" << std::endl;

    return 0;
}

Правила именования переменных

  • Имена переменных могут содержать буквы, цифры и знак подчеркивания
  • Имя должно начинаться с буквы или знака подчеркивания
  • Имена чувствительны к регистру (myVariable и myvariable - разные переменные)
  • Нельзя использовать ключевые слова C++ в качестве имен переменных
  • Имя должно быть описательным и отражать назначение переменной

Совет: Используйте осмысленные имена переменных. Например, вместо i лучше использовать index, вместо t - temperature и т.д.

Правильное использование переменных, их инициализация и присваивание значений - это основа эффективного программирования на C++. В следующих уроках мы рассмотрим различные типы данных и операции, которые можно выполнять с переменными.

Перейти к следующему уроку →